Неосуществленный проект
К.Росси, 1803 г.
Подсвечник
1
Неосуществленный проект
К.Росси, 1803 г.
Подсвечник
2
Неосуществленный проект
К.Росси, 1803 г.
Настольное
украшение
"Храм Славы"
|
М.Я. Крыжановская,
Государственный Эрмитаж, 1993 г.
Кость – будь то слоновая, моржовая или
кость крупных домашних животных, а также близкий
к ней по составу рог - материал прекрасный и
своеобразный...
…И все-таки двадцатый век открыл для художников
новые подходы к этому материалу, заставив его
приоткрыть еще одну грань в неожиданных
сочетаниях с различными металлами. Очень
интересной оказалась также комбинация кости и
рога.
Именно в этой последней области многое удалось
сделать петербургской художнице Валерии
Мокеевой – генеральному директору Галереи
“Петрополь” и профессиональному
художнику-резчику. Хотя количество авторских
работ, созданных ею за последнее десятилетие,
когда Валерия Иосифовна перешла к
самостоятельному творчеству, и не столь велико,
но и в двух десятках изделий ярко проявилось одно
из ее основных качеств: чувство органической
связи плотной кости со слоистой и, казалось бы,
мало выигрышной субстанцией рога. Лучшим
примером тому может служить Чаша, созданная в 1988
году. В ней растительные формы подставки,
вырезанные из бивня мамонта, причудливы и
неопределенны. Это не конкретный стебель с
реальными листьями, а свободное переплетение
побегов и завитков, которые, пружиня, тянутся
вверх, и там, как бы уподобляясь нежным ладоням
рук, поддерживают полупрозрачную, хрупкую
роговую чашу. Очень четко выражена здесь важная
для прикладного искусства идея несущих и несомых
частей, хороши пропорции и, главное,– лучшие
качества как одного, так и другого материала
выявлены во всей своей полноте…
… Но не только чисто прикладные вещи увлекают
сегодня художницу. В этом отношении любопытна ее
серия “В стиле ретро”, выполненная в 1987
– 1989
годах. Небольшие изящные статуэтки олицетворяют
собой “Кокетство”, “Строгость”,
“Нежность”,
“Надменность”. Нарочито кукольные головки
лишают фигурки претензий на глубину характеров и
подчеркивают, главным образом, игривость и
легкость самой темы. Автор сосредотачивает свое
внимание на эффектах фактуры материала, достигая
в его обработке подлинной виртуозности. Кость и
рог превращаются то в тяжелый бархат, то в
воздушные кружева оборок, В скульптуре
“Строгость” “атласное” платье
просто
завораживает своим мерцанием, в “Кокетстве”
легкий шарф, кажется, вот-вот улетит от дуновения
ветерка... Эти образы создаются чисто внешними
средствами, как бы ощущением и претворением
самих понятий во что-то неуловимо легкое,
радостное, солнечное.
У художницы уже новые планы, новые замыслы.
Впереди вещи более масштабные и значимые,
выводящие ее талант на новые рубежи. Особенно
волнуют В.И.Мокееву проблемы декоративной
интерьерной скульптуры, которая дает
возможность интереснее использовать этот
великолепный материал – кость.
кандидат
искусствоведения
ведущий научный сотрудник отдела
Западноевропейского искусства
Государственного Эрмитажа
М.Я. Крыжановская
Из
каталога выставки
"Театрум Махинарум или три эпохи искусства резной кости
в Санкт-Петербурге", 1993 г., Государственный Эрмитаж, Галерея
"Петрополь"
|