Око. Амулет Валерии Мокеевой


Валерия и Сергей Мокеевы
Стилизации


Начало XIX столетия отмечено возникновением в Санкт-Петербурге уникальной, творческой группы. Императрица Мария Федоровна, жена Павла I, вместе с архитекторами Н.Бренной, К.Росси и резчиком И.Файем создали ряд уникальных произведений искусства в стиле "Русского классицизма", сочетающих слоновую кость, янтарь, дерево и золоченую бронзу. Валерия и Сергей Мокеевы спустя 200 лет cмогли блестяще продолжить их начинание, выполнив "Павловскую шкатулку".

С раннего периода своей творческой деятельности, Валерия также чувствовала тягу и к "Серебряному веку" Петербурга, и временам Арт-Деко, конца XIX - начале XX вв., создав в этом стиле несколько работ. Статуэтки и декоративные произведения, в которых комбинируются бивень мамонта с обычным рогом, напоминающим камень, янтарь или ткань, не имеют аналогов в мировой истории резной кости.
"Павловская шкатулка"
"Павловская шкатулка"
2000 г.
45 х 33 х 36 см
бивень мамонта, золоченая бронза, дерево, зеркала
SOLD
в частной коллекции. США.
Шкатулка "Купидон с корзинкой"
Шкатулка "Купидон с корзинкой"
2000
16,5 x 11 x 10,5 см.,
ивень мамонта, золоченая бронза, дерево.
SOLD
в частной коллекции. Швеция.

 
Модерн
Туалетная коробочка "Модерн"
1988 г.
Н-6 см.
кость
SOLD
в коллекции Музеев Московского Кремля
Корзинка с розами
Туалетная коробочка "Корзинка с розами"
1992 г.
H - 11 см.
бивень мамонта, рог
SOLD
в частной коллекции. Италия.
Скульптура "Роза"
Скульптура "Роза"
1995 г.
L-23 см.
бивень мамонта, рог
SOLD
в частной коллекции. Россия.
 
Статуэтка "Прогулка"
Статуэтка "Прогулка"
1994 г.
Н-19,5 см.
бивень мамонта, рог, дерево
SOLD
в частной коллекции. США.
Статуэтка "Надменность"
Статуэтка "Надменность"
1987 г.
Н-13,4 см.
рог, бивень мамонта, кость, дерево
SOLD
в частной коллекции. Россия.
Статуэтка "Строгость"
Статуэтка "Строгость"
1986 г.
Н-13 см.
бивень мамонта, рог, кость
SOLD
в коллекции Музеев Московского Кремля.
Чаша
Чаша
1988 г.
Н-20,7 см.
рог, бивень мамонта
SOLD
в частной коллекции. Россия.

Подсвечник 1
Неосуществленный проект
К.Росси, 1803 г.
Подсвечник 1

Подсвечник 2
Неосуществленный проект
К.Росси, 1803 г.
Подсвечник 2

Храм Славы
Неосуществленный проект
К.Росси, 1803 г.
Настольное украшение
"Храм Славы"

М.Я. Крыжановская, Государственный Эрмитаж, 1993 г.

    Кость – будь то слоновая, моржовая или кость крупных домашних животных, а также близкий к ней по составу рог - материал прекрасный и своеобразный...
…И все-таки двадцатый век открыл для художников новые подходы к этому материалу, заставив его приоткрыть еще одну грань в неожиданных сочетаниях с различными металлами. Очень интересной оказалась также комбинация кости и рога.
Именно в этой последней области многое удалось сделать петербургской художнице Валерии Мокеевой – генеральному директору Галереи “Петрополь” и профессиональному художнику-резчику. Хотя количество авторских работ, созданных ею за последнее десятилетие, когда Валерия Иосифовна перешла к самостоятельному творчеству, и не столь велико, но и в двух десятках изделий ярко проявилось одно из ее основных качеств: чувство органической связи плотной кости со слоистой и, казалось бы, мало выигрышной субстанцией рога. Лучшим примером тому может служить Чаша, созданная в 1988 году. В ней растительные формы подставки, вырезанные из бивня мамонта, причудливы и неопределенны. Это не конкретный стебель с реальными листьями, а свободное переплетение побегов и завитков, которые, пружиня, тянутся вверх, и там, как бы уподобляясь нежным ладоням рук, поддерживают полупрозрачную, хрупкую роговую чашу. Очень четко выражена здесь важная для прикладного искусства идея несущих и несомых частей, хороши пропорции и, главное,– лучшие качества как одного, так и другого материала выявлены во всей своей полноте…
… Но не только чисто прикладные вещи увлекают сегодня художницу. В этом отношении любопытна ее серия “В стиле ретро”, выполненная в 1987 – 1989 годах. Небольшие изящные статуэтки олицетворяют собой “Кокетство”, “Строгость”, “Нежность”, “Надменность”. Нарочито кукольные головки лишают фигурки претензий на глубину характеров и подчеркивают, главным образом, игривость и легкость самой темы. Автор сосредотачивает свое внимание на эффектах фактуры материала, достигая в его обработке подлинной виртуозности. Кость и рог превращаются то в тяжелый бархат, то в воздушные кружева оборок, В скульптуре “Строгость” “атласное” платье просто завораживает своим мерцанием, в “Кокетстве” легкий шарф, кажется, вот-вот улетит от дуновения ветерка... Эти образы создаются чисто внешними средствами, как бы ощущением и претворением самих понятий во что-то неуловимо легкое, радостное, солнечное.
У художницы уже новые планы, новые замыслы. Впереди вещи более масштабные и значимые, выводящие ее талант на новые рубежи. Особенно волнуют В.И.Мокееву проблемы декоративной интерьерной скульптуры, которая дает возможность интереснее использовать этот великолепный материал – кость.

кандидат искусствоведения
ведущий научный сотрудник отдела
Западноевропейского искусства
Государственного Эрмитажа
М.Я. Крыжановская

Из каталога выставки "Театрум Махинарум или три эпохи искусства резной кости
в Санкт-Петербурге", 1993 г., Государственный Эрмитаж, Галерея "Петрополь"


Первая страница | Современная скульптура | Токарное художество | Бивень мамонта | Биография | Украшения | Заказ | Почта

© Валерия Мокеева. 2000