Око. Амулет Валерии

Современная скульптура Валерии Мокеевой
и ее школы


Работа с единым куском мамонта всегда сковывала художников, так как было необходимо вписываться в объемы, заданные природой.

Однако, Валерия Мокеева нашла выход для творческого "Я", обратившись к сложнейшей технике хрисоэлефантинной скульптуры. Валерия и ее ученики, комбинируя бивень мамонта с металлом и деревом, добились ошеломляющих результатов. Впервые в истории российской костяной пластики художники смогли начать передавать в крупных композициях мир своих переживаний, эмоций и подсознательных ассоциаций.

Так благодаря Валерии Мокеевой родилась российская профессиональная авангардная костяная скульптура. Что было высоко оценено специалистами России и Западной Европы на выставках в Государственном Эрмитаже и Московском Кремле, на ярмарках современного искусства в Москве и Копенгагене
Часть работ Мокеевой и ее учеников были закуплены в коллекцию Оружейной палаты Московского Кремля.

Принцип работы авангардной группы Валерии Мокеевой - раскрепощение и свобода творчества, не стесненные рамками заказа. Именно поэтому Вы можете приобрести абсолютно независимые, самодостаточные произведения новой русской хрисоэлефантинной скульптуры.

Скульптура "Древняя Трещина"
"Древняя Трещина"
1996 г., H-53,5 см.
бивень мамонта, дерево
Скульптура "Предчувствие"
"Предчувствие"
1997 г., H-46 см.
бивень мамонта
Скульптура "Апокалипсис"
"Апокалипсис"
1995 г., H-27,2 см.
бивень мамонта, бронза
Скульптура "Бронзовый Век"
"Бронзовый век"
1995 г., H-32 см.
бивень мамонта, медь
SOLD
в частной коллекции. Россия.
Скульптура "Охотник"
"Охотник"
1995 г., H - 32,2 см.
медь, бивень мамонта, камень
Скульптура "Конь"
"Конь"
1996 г., H-49 см.
бронза бивень мамонта, дерево
"Круги Ада" №1
Серия "Круги Ада"
Композиция №1
1993 г.,17х22,7х26,3 см.
бивень мамонта, бронза
SOLD
в коллекции Музеев Московского Кремля.
"Круги Ада" №2
Серия "Круги Ада"
Композиция №2
1993 г., 20х17х26 см.
бивень мамонта, бронза
SOLD
в коллекции Музеев Московского Кремля.
"Круги Ада" №3
Серия "Круги Ада"
Композиция №3
1993 г., 22,8х23х15,6 см.
бивень мамонта, бронза
SOLD
в коллекции Музеев Московского Кремля.
Скульптура "Жрец"
"Жрец"
1997 г., H-51,5 см.
бивень мамонта, медь, дерево
Скульптура "Яблоко"
"Яблоко"
1995 г., H-18 см.
бивень мамонта, дерево
Скульптура "Порванные Струны"
"Порванные струны"
1996 г., L-37 см.
бивень мамонта, металл
Скульптура "Танцовщица"
"Танцовщица"
1996-2000 гг., H-54,5 см.
бивень мамонта, металл, дерево
SOLD
в частной коллекции. Швейцария.
   

Выставки:

  1. АРТ МИФ 93. Москва.
  2. "Виват Санкт-Петербург - Посольские дары", Галерея "Петрополь", Санкт-Петербург.
  3. "Роза и Крест Животворящий", Гос. Эрмитаж, Галерея "Петрополь", Санкт-Петербург.
  4. ArtGENDA'96, Копенгаген, Дания.
  5. "Роза и Крест", Музеи Московского Кремля.
  6. "Рожденная из пепла Древняя Трещина", Галерея "Петрополь", Санкт-Петербург.
  7. "Древняя Трещина", АРТ МАНЕЖ'97, Москва.

М.Я. Крыжановская, Государственный Эрмитаж, 1997 г.

... Однако, если европейские скульпторы как бы завершают длинный путь развития костяной пластики, то в России, где до этого ее практически не было (известна единственная работа – скульптора Марка Антокольского “Скупой” 18б5 г., выполненная из кости и дерева), она только зарождается, но уже громко заявляет о себе. Этому способствует программа, намеченная Галереей “Петрополь”, которая нашла свое отражение в работах группы скульпторов “Древняя Трещина”, работающих с ископаемым бивнем мамонта. Основатель и руководитель этой группы Валерия Мокеева была воспитана еще в традициях русского искусства, воспринимавшего кость лишь как материал, подходящий для изделий прикладного характера. Однако уже с первых шагов своего творческого пути Мокеева, сначала еще неосознанно, а затем все более и более целеустремленно, пыталась освоить совершенно новые возможности, таящиеся в кости, и перевести все из плана чисто декоративного на уровень серьезной, образно полноценной станковой скульптуры. Великолепное чувство материала и неуемная творческая фантазия помогли ей добиться значительных результатов и создать произведения, поражающие глубиной заложенного в них чувства и необыкновенной выразительностью формы. Бивень мамонта, до этого служивший прежде всего чисто декоративным целям, оказался способным передавать такие темы, которые не всегда по силам и монументальной скульптуре. Эти идеи были подхвачены молодыми учениками Мокеевой, чьи работы в Полной мере утверждают и кость и сопутствующие ей субстанции как полновесный материал для художественного творчества. Боле того, в работах А. Будилова как один из компонентов “хрисоэлефантинной” скульптуры выступает сам воздух, придающий всем композициям особую значимость и как бы изнутри связывающий все произведение с внешней средой. Наоборот; в работах И. Монтлевича и В. Кузнецовой другие материалы привлекаются очень осторожно, зато сам бивень мамонта превращается как бы в комок эмоций, захватывающий и покоряющий зрителя...

М. Крыжановская,
кандидат искусствоведения,
ведущий научный сотрудник отдела
Западноевропейского искусства
Государственного Эрмитажа, 1997.

Из каталога выставки "Хрисоэлефантинная скульптура группы "Древняя Трещина"", Москва, Арт-Манеж 97, Галерея "Петрополь"


Бриджит Дингер, Deutsches Elfenbeinmuseum Erbach (Германия), 1994 г.

   ... Мы находимся под большим впечатлением от концепции Галереи «Петрополь» и творчества Валерии Мокеевой. От всего сердца благодарим за интересное обсуждение современных направлений в развитии искусства резной кости и дружеский прием.

Директор Deutsches Elfenbeinmuseum Erbach
Бриджит Дингер

Из книги отзывов Галереи «Петрополь», 1994 г.


Л.И. Фаенсон, Государственный Эрмитаж, 1995 г.

Конечно, не случайно именно Валерии Мокеевой принадлежит "второе открытие" бивня мамонта. Происходя из старинного рода знаменитых северорусских резчиков Лопаткиных, она привыкла пристально вглядываться в скупые краски родных пейзажей, не балующие разнообразием, но формирующие безупречный вкус. В своем творчестве Мокеева сумела воспеть непритязательный материал - рог, который в ее руках становится бесконечно разнообразной тканью и кружевами нарядов кокетливых девушек 19 века, оживших в скульптурных миниатюрах... На колористические возможности бивня мамонта профессиональное цветовосприятие Мокеевой откликнулось сразу. Под ее резцом материал ожил, заиграл, стал для взыскательно глаза настоящим пиршеством цветов и красок.
Будучи не только художником, организатором, но и превосходным педагогом, Валерия Мокеева с первых дней своего самостоятельного творческого пути (1982 г.) стала развивать различные формы художественного образования. За 13 лет педагогической деятельности у Мокеевой учились художники, к сегодняшнему дню уже создавшие себе определенное имя в области искусства: Алла Анциферова - скульптор монументалист, изучавшая скульптуру в мастерской знаменитого Михаила Аникушина; Анатолий Коршиков - победитель "Летнего салона-92" (параллельно обучению у Мокеевой он заканчивал вечерние рисовальные классы Академии Художеств); Ольга Манусбаева, ныне возглавляющая мастерские резьбы по кости в далеком городе Анадырь; Андрей Будилов - выпускник Мухинского училища по классу металла – на выставке он представлен своими первыми работами, в которых бивень мамонта сочетается с деталями из грубого металла.

Любовь Фаенсон,
кандидат искусствоведения
Государственный Эрмитаж

Из каталога выставки "Роза и Крест животворящий",
1995 г., Государственный Эрмитаж, Галерея "Петрополь"


И.А. Родимцева, Музеи Московского Кремля, 1996 г.

Неразрывную культурную связь двух столиц – Москвы и Петербурга – в очередной раз демонстрирует выставка виртуозного искусства резной кости, символически названная авторами "Роза и "Крест ". Прекрасные произведения скульптуры из бивня мамонта, выполненные талантливыми художниками галереи "Петрополь ", экспонируются в музее "Московский Кремль ".
Создавая как оригинальные новаторские работы, так и реплики со старых образцов и рисунков, современные мастера продолжают лучшие традиции петербургской школы художественной резьбы, основанной Петром Великим…
…Воскрешая страницы отечественной истории, мастера галереи "Петрополь" используют опыт своих предшественников в смелых и неожиданных художественных проектах. Девизом этого направления является изящная "Роза", символизирующая расцвет творчества российских художников. Скульпторы искусно соединяют в своих работах бивень с другими материалами, в частности, с бронзой, рогом и камнем, что оттеняет богатейшие эстетические возможности бивня мамонта. Творческие поиски галереи "Петрополь" поддерживаются ведущими российскими музеями. Государственный Эрмитаж и музей-заповедник "Московский Кремль" не только предоставляют залы для экспонирования лучших произведений галереи, но и пополняют свои всемирно известные коллекции творениями современных петербургских скульпторов. Экспонаты новой выставки будут демонстрироваться в великолепных интерьерах Патриаршего дворца – архитектурной жемчужины Кремля и в Оружейной палате.

Ирина РОДИМЦЕВА,
заслуженный деятель искусств России,
директор Музея-заповедника "Московский Кремль"

Из каталога выставки "Роза и Крест", 1996-97 гг., Московский Кремль.


Первая страница | Cтилизации | Токарное художество | Бивень мамонта | Биография | Украшения | Заказ | Почта

© Валерия Мокеева. 2000