|
Современная скульптура Валерии Мокеевой |
Выставки:
|
М.Я. Крыжановская, Государственный Эрмитаж, 1997 г. ... Однако, если европейские скульпторы как бы завершают длинный путь развития костяной пластики, то в России, где до этого ее практически не было (известна единственная работа – скульптора Марка Антокольского “Скупой” 18б5 г., выполненная из кости и дерева), она только зарождается, но уже громко заявляет о себе. Этому способствует программа, намеченная Галереей “Петрополь”, которая нашла свое отражение в работах группы скульпторов “Древняя Трещина”, работающих с ископаемым бивнем мамонта. Основатель и руководитель этой группы Валерия Мокеева была воспитана еще в традициях русского искусства, воспринимавшего кость лишь как материал, подходящий для изделий прикладного характера. Однако уже с первых шагов своего творческого пути Мокеева, сначала еще неосознанно, а затем все более и более целеустремленно, пыталась освоить совершенно новые возможности, таящиеся в кости, и перевести все из плана чисто декоративного на уровень серьезной, образно полноценной станковой скульптуры. Великолепное чувство материала и неуемная творческая фантазия помогли ей добиться значительных результатов и создать произведения, поражающие глубиной заложенного в них чувства и необыкновенной выразительностью формы. Бивень мамонта, до этого служивший прежде всего чисто декоративным целям, оказался способным передавать такие темы, которые не всегда по силам и монументальной скульптуре. Эти идеи были подхвачены молодыми учениками Мокеевой, чьи работы в Полной мере утверждают и кость и сопутствующие ей субстанции как полновесный материал для художественного творчества. Боле того, в работах А. Будилова как один из компонентов “хрисоэлефантинной” скульптуры выступает сам воздух, придающий всем композициям особую значимость и как бы изнутри связывающий все произведение с внешней средой. Наоборот; в работах И. Монтлевича и В. Кузнецовой другие материалы привлекаются очень осторожно, зато сам бивень мамонта превращается как бы в комок эмоций, захватывающий и покоряющий зрителя...
М. Крыжановская, Из каталога выставки "Хрисоэлефантинная скульптура группы "Древняя Трещина"", Москва, Арт-Манеж 97, Галерея "Петрополь" Бриджит Дингер, Deutsches Elfenbeinmuseum Erbach (Германия), 1994 г. ... Мы находимся под большим впечатлением от концепции Галереи «Петрополь» и творчества Валерии Мокеевой. От всего сердца благодарим за интересное обсуждение современных направлений в развитии искусства резной кости и дружеский прием. Директор
Deutsches Elfenbeinmuseum Erbach Из книги отзывов Галереи «Петрополь», 1994 г. Л.И. Фаенсон, Государственный Эрмитаж, 1995 г. Конечно, не случайно именно
Валерии Мокеевой принадлежит "второе открытие" бивня мамонта. Происходя
из старинного рода знаменитых северорусских резчиков Лопаткиных, она
привыкла пристально вглядываться в скупые краски родных пейзажей, не
балующие разнообразием, но формирующие безупречный вкус. В своем
творчестве Мокеева сумела воспеть непритязательный материал - рог,
который в ее руках становится бесконечно разнообразной тканью и
кружевами нарядов кокетливых девушек 19 века, оживших в скульптурных
миниатюрах... На колористические возможности бивня мамонта
профессиональное цветовосприятие Мокеевой откликнулось сразу. Под ее
резцом материал ожил, заиграл, стал для взыскательно глаза настоящим
пиршеством цветов и красок. Любовь
Фаенсон, Из
каталога выставки "Роза и Крест животворящий", И.А. Родимцева, Музеи Московского Кремля, 1996 г. Неразрывную культурную связь двух
столиц – Москвы и Петербурга – в очередной раз
демонстрирует выставка виртуозного искусства резной кости, символически
названная авторами "Роза и "Крест ". Прекрасные произведения скульптуры
из бивня мамонта, выполненные талантливыми художниками галереи
"Петрополь ", экспонируются в музее "Московский Кремль ". Ирина
РОДИМЦЕВА, Из каталога выставки "Роза и Крест", 1996-97 гг., Московский Кремль. |
Первая страница | Cтилизации | Токарное художество | Бивень мамонта | Биография | Украшения | Заказ | Почта
© Валерия Мокеева. 2000