Валерия
Мокеева Биография |
Валерия Мокеева родилась в 1958 году в Санкт-Петербурге. Происходя из
старинного рода знаменитых северорусских резчиков по кости Лопаткиных,
Валерия обучилась мастерству у своей мамы Светланы Лопаткиной.
Художественное образование Мокеева получила в Вечерних рисовальных
классах Академии Художеств. Любовь к истории и культуре императорского
Петербурга Валерии привила ее бабушка, родившаяся еще до революции 1917
года. |
С
1990 по 1993 год (год открытия выставочных залов галереи
«Петрополь» на Миллионной 27), Валерия Мокеева
организует и проводит несколько городских, всероссийскую и при
поддержке Эрмитажа и Академии Наук международную конференции,
посвященные искусству резной кости в Санкт-Петербурге и России. |
|
Валерия Мокеева вручает мэру Санкт-Петербурга
А.А.Собчаку первую медаль "Петр I", выточенную на воссозданном станке Петра I в галерее "Петрополь", 1993 г. |
Начинается совместно с Эрмитажем программа «Театрум Махинарум», направленная на возрождение забытого «токарного художества» по кости, любимого увлечения Петра I. В рамках программы, под руководством и при личном участии Мокеевой, воссоздается парадный медальерно-копировальный станок Петра I (1721 г.). Апофеозом первого этапа программы становится выставка «Театрум Махинарум или три эпохи резьбы по кости в Санкт-Петербурге», проведенная в 1993 году в Эрмитаже и вновь открытой галерее «Петрополь». Опыт реконструкции и научно-исследовательские изыскания Мокеевой, отражаются в серьезных публикациях и выводят ее в разряд признанных экспертов в области исторических технологий резной кости |
|
Основывается школа-студия интерьерной скульптуры, где Валерия начинает преподавать резную костяную скульптуру уже профессиональным скульпторам и студентам художественных ВУЗов. Впечатляющим результатом этого эксперимента становится создание А.Анциферовой, выпускницей курса М.Аникушина Академии Художеств, при участии Мокеевой триптиха «Круги Ада», впервые в России выполненного в технике хрисоэлефантинной скульптуры (комбинирование литой бронзы и бивня мамонта). На международной ярмарке современного искусства ART-МИФ’93 (Москва), где галерея «Петрополь» представляет триптих «Круги Ада», он настолько высоко оценивается специалистами, что закупается за $40.000 в коллекцию Оружейной палаты Московского Кремля. |
|
С 1993 года галерея «Петрополь» сразу становится одной из ведущих художественных галерей России, посещаемой многими известными политиками, бизнесменами, деятелями культуры и искусства, и выполняющей заказы на самом высоком уровне.
|
|
Так в 1994 г. Валерия Мокеева вместе с группой реставраторов создает по заказу мэрии Петербурга «Триумфальную Арку», врученную президентом России Б.Н.Ельциным и мэром Петербурга А.А.Собчаком организатору Игр Доброй Воли 94 Тэду Тернеру. В 1994, 96 и 98 гг. несколько выполненных Мокеевой ювелирных украшений из кости, становятся призами от имени мэрии С.-Петербурга на балетных конкурсах Майи Плисецкой. В 1996 г. от имени города в день инаугурации Президенту России Б.Н.Ельцину преподносится шкатулка из коллекции галереи «Петрополь». В этом же году по заказу музеев Московского Кремля Валерия Мокеева изготавливает копию петровского медальона «Св. Андрей», которая вручается на юбилее фирмы Эриксон в Кремле в дар королю Швеции Карлу XVI Густаву. |
|
|
|
В рамках программы «Театрум Махинарум» в 1994 году Валерия Мокеева инициирует воссоздание утраченной петровской святыни «Креста Животворящего с апостольскими ликами на ковчеге». После завершения научной реконструкции, «Крест Животворящий» представляется на выставках «Роза и Крест» в Государственном Эрмитаже в 1995 г. и в Патриаршем дворце Московского Кремля в 1996-97 гг., где получает высочайшую оценку не только руководителей и специалистов, но и Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. В канун захоронения останков последнего русского императора Николая II и его семьи «Крест Животворящий» перевозится в собор «Св. Петра и Павла» Петропавловской крепости Петербурга, где занимает место, некогда определенное самим Петром I. А в 1999 году Мокеева изготавливает медальон «Св. Петр», копию одной из установленных в «Крест Животворящий» медалей, и вручает его на годовщине захоронения останков царской семьи представителю дома Романовых князю Дмитрию Романовичу Романову. |
|
Лауреат Нобелевской премии, академик Жорес Алферов с В.Мокеевой на открытии выставки "Крест Животворящий" 1995 г. |
|
Занимаясь историческими работами, Валерия не забывает и современную
скульптуру. В 1995 году Мокеева набирает новых учеников и основывает
группу «Древняя Трещина», где развивает тему
хрисоэлефантинной скульптуры. Валерия и, при ее участии, члены группы
создают серию авангардных произведений, настолько своеобразных, что
Эрмитаж и музеи Московского Кремля соглашаются на их участие в
выставках «Роза и Крест», проводимых галереей
«Петрополь» с этими музеями. А четыре работы даже
отправляют представлять Санкт-Петербург на международный фестиваль
современного искусства Art-GENDA’96 в Копенгаген (Дания).
Полностью коллекция хрисоэлефантинной скульптуры группы
«Древняя Трещина» была представлена на 10-летнем
юбилее «Петрополя» в галерее в Петербурге и на
международной ярмарке современного искусства Арт-Манеж’97 в
Москве. А в 1998 году Галерея «Петрополь» должна
была представить коллекцию группы «Древняя Трещина»
на одной из самых именитых в мире ярмарке современного искусства
ART-COLON-98, в Германии. |
|
НО!!! Вследствие российского августовского экономического кризиса 1998 года галерея «Петрополь» вынуждена была закрыться. Увы, культура это производная от экономики.
Однако после почти годичной растерянности и суеты после краха галереи
«Петрополь», Валерия Мокеева нашла в себе силы
начать новый этап в своей жизни. Валерия решила быть просто художником,
не связанным никакой организационной структурой. Российская и
зарубежная художественная общественность по достоинству оценила заслуги
Валерии в деле развития искусства резной кости. |
Первая страница | Современная скульптура | Токарное художество | Стилизации | Бивень мамонта | Украшения | Заказ | Почта
© Валерия Мокеева. 2000