Око. Амулет Валерии Валерия Мокеева
Биография

    Валерия Мокеева родилась в 1958 году в Санкт-Петербурге. Происходя из старинного рода знаменитых северорусских резчиков по кости Лопаткиных, Валерия обучилась мастерству у своей мамы Светланы Лопаткиной. Художественное образование Мокеева получила в Вечерних рисовальных классах Академии Художеств. Любовь к истории и культуре императорского Петербурга Валерии привила ее бабушка, родившаяся еще до революции 1917 года.
    Самостоятельная творческая и педагогическая работа Валерии Мокеевой начинается в 1982 году. Валерия организует и возглавляет объединение любителей резной кости в Ленинграде, при поддержке известного искусствоведа из Русского музея Н.В. Тарановской.
    В этот период Валерия открывает для себя мир прошлого, дореволюционного Петербурга. Кружева и кринолины, барокко и модерн, уютный и элегантный быт, все сливается в мечту-ностальгию и воплощается в создание милых безделушек, переносящих Валерию из жесткой советской действительности в мир девичьих грез об ушедшем «серебряном веке» Петербурга.
    На заре «перестройки» в 1987 году Валерия знакомится со своим вторым мужем Сергеем Мокеевым, и они совместно организуют кооператив «Петрополь». Перейдя из государственного сектора в частный бизнес, Валерии приходится подчинить свои фантазии реальности рынка. Она много времени уделяет налаживанию сувенирного производства и обучению новых резчиков.
    Это приводит к резкому снижению количества собственных творческих работ. Но даже те немногие произведения, которые Валерия создает в это время, получают высочайшую оценку специалистов. За серию работ «в стиле ретро» Мокеева награждается серебряной медалью ВДНХ СССР 1988 года, а статуэтку «Строгость» и коробочку «Арт-Деко» в 1993 году приобретает в свою коллекцию Оружейная палата Московского Кремля. К тому же первые серьезные выставки проведенные «Петрополем» в музее Этнографии народов СССР в 1988 г. и на международном московском кинофестивале в 1989 г., привлекают к творчеству и подвижнической деятельности Валерии Мокеевой внимание серьезных специалистов из Государственного Эрмитажа и крупных финансистов из Москвы. В результате в 1990 году, при поддержке одного из московских банков, Мокеева основывает собственную галерею «Петрополь» в Санкт-Петербурге.    С этого момента исследовательский, творческий и педагогический потенциал Валерии раскрывается в полной мере.

    С 1990 по 1993 год (год открытия выставочных залов галереи «Петрополь» на Миллионной 27), Валерия Мокеева организует и проводит несколько городских, всероссийскую и при поддержке Эрмитажа и Академии Наук международную конференции, посвященные искусству резной кости в Санкт-Петербурге и России.
    Создается экспертный совет при галерее «Петрополь», куда Мокеева привлекает ведущих специалистов Эрмитажа, Русского Музея и других крупных музеев, имеющих коллекции резной кости.

Экспертный совет Галереи "Петрополь"
Экспертный совет галереи "Петрополь":
д.ист п. И.Уханова (Эрмитаж-ГЭ),
к.иск.Л.Г.Агамалян (музей усадьба "Приютино"),
к.иск.Н.В.Тарановская (Русский музей-ГРМ),
к.иск.М.Я.Крыжановская (ГЭ),
к.иск.О.А.Кривдина (ГРМ), к.иск.Э.П.Чернуха (музеи Московского Кремля),
к.иск.Л.И.Фаенсон (ГЭ), художник В.И.Мокеева, к.иск.Т.Б.Арапова (ГЭ).
1994 г.

А.Собчак Отзыв А.Собчака
Валерия Мокеева вручает мэру Санкт-Петербурга А.А.Собчаку первую медаль "Петр I",
выточенную на воссозданном станке Петра I в галерее "Петрополь", 1993 г.

    Начинается совместно с Эрмитажем программа «Театрум Махинарум», направленная на возрождение забытого «токарного художества» по кости, любимого увлечения Петра I. В рамках программы, под руководством и при личном участии Мокеевой, воссоздается парадный медальерно-копировальный станок   Петра I (1721 г.). Апофеозом первого этапа программы становится выставка «Театрум Махинарум или три эпохи резьбы по кости в Санкт-Петербурге», проведенная в 1993 году в Эрмитаже и вновь открытой галерее «Петрополь». Опыт реконструкции и научно-исследовательские изыскания Мокеевой, отражаются в серьезных публикациях и выводят ее в разряд признанных экспертов в области исторических технологий резной кости

Патрисия Каас
Патрисия Каас в токарне Петра I
в галерее "Петрополь", 1994 г.

    Основывается школа-студия интерьерной скульптуры, где Валерия начинает преподавать резную костяную скульптуру уже профессиональным скульпторам и студентам художественных ВУЗов. Впечатляющим результатом этого эксперимента становится создание А.Анциферовой, выпускницей курса М.Аникушина Академии Художеств, при участии Мокеевой триптиха «Круги Ада», впервые в России выполненного в технике хрисоэлефантинной скульптуры (комбинирование литой бронзы и бивня мамонта). На международной ярмарке современного искусства ART-МИФ’93 (Москва), где галерея «Петрополь» представляет триптих «Круги Ада», он настолько высоко оценивается специалистами, что закупается за $40.000 в коллекцию Оружейной палаты Московского Кремля.

А.Васильев
Известный театральный художник и коллекционер Александр Васильев передает костяные веера Валерии Мокеевой на выставку в галерею "Петрополь", 1994 г.

    С 1993 года галерея «Петрополь» сразу становится одной из ведущих художественных галерей России, посещаемой многими известными политиками, бизнесменами, деятелями культуры и искусства, и выполняющей заказы на самом высоком уровне.


Б.Дингер
Доктор Б.Дингер- директор Дойчлан Элефантбейнмузеум Эрбах, Германия, показывает Мокеевой коллекцию своего музея, 1994 г.

    Так в 1994 г. Валерия Мокеева вместе с группой реставраторов создает по заказу мэрии Петербурга «Триумфальную Арку», врученную президентом России Б.Н.Ельциным и мэром Петербурга А.А.Собчаком организатору Игр Доброй Воли 94 Тэду Тернеру. В 1994, 96 и 98 гг. несколько выполненных Мокеевой ювелирных украшений из кости, становятся призами от имени мэрии С.-Петербурга на балетных конкурсах Майи Плисецкой. В 1996 г. от имени города в день инаугурации Президенту России Б.Н.Ельцину преподносится шкатулка из коллекции галереи «Петрополь». В этом же году по заказу музеев Московского Кремля Валерия Мокеева изготавливает копию петровского медальона «Св. Андрей», которая вручается на юбилее фирмы Эриксон в Кремле в дар королю Швеции Карлу XVI Густаву.

Тернер и Фонда
Сергей Мокеев, Тэд Тернер и Джейн Фонда с "Триумфальной Аркой" после окончания Игр Доброй Воли 1994 года в Санкт-Петербурге

Посол Швеции
Посол Швеции Свен Хирдман принимает от Валерии Мокеевой
копию петровского медальона "Св. Андрей Первозванный",
для передачи в дар королю Швеции Карлу XVI Густаву.
Московский Кремль. 1996 г.

Князь Д.Романов
Великий князь Дмитрий Романович Романов интересуется процессом изготовления медали "Св. Петр" на воссозданном станке Петра I.
Петропавловский собор. 1999 г.

    В рамках программы «Театрум Махинарум» в 1994 году Валерия Мокеева инициирует воссоздание утраченной петровской святыни «Креста Животворящего с апостольскими ликами на ковчеге». После завершения научной реконструкции, «Крест Животворящий» представляется на выставках «Роза и Крест» в Государственном Эрмитаже в 1995 г. и в Патриаршем дворце Московского Кремля в 1996-97 гг., где получает высочайшую оценку не только руководителей и специалистов, но и Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. В канун захоронения останков последнего русского императора Николая II и его семьи «Крест Животворящий» перевозится в собор «Св. Петра и Павла» Петропавловской крепости Петербурга, где занимает место, некогда определенное самим Петром I. А в 1999 году Мокеева изготавливает медальон «Св. Петр», копию одной из установленных в «Крест Животворящий» медалей, и вручает его на годовщине захоронения останков царской семьи представителю дома Романовых князю Дмитрию Романовичу Романову.

М.Пиотровский
Доктор М.Б.Пиотровский и Валерия Мокеева
на открытии выставки "Роза и Крест Животворящий" в Государственном Эрмитаже.
1995 г.

И.Родимцева
Лауреат Нобелевской премии, академик Жорес Алферов с В.Мокеевой
на открытии выставки "Крест Животворящий" 1995 г.

И.Родимцева
Заведующая Оружейной палатой Е.В.Шакурова и директор Музеев Московского Кремля И.А.Родимцева на открытии современной части выставки "Роза и Крест" в Московском Кремле принимают в дар от Мокеевой рукотворную "Розу" (бивень мамонта, рог), выполненную Валерией совместно с ее матерью С.Лопаткиной. 1996 г.

    Занимаясь историческими работами, Валерия не забывает и современную скульптуру. В 1995 году Мокеева набирает новых учеников и основывает группу «Древняя Трещина», где развивает тему хрисоэлефантинной скульптуры. Валерия и, при ее участии, члены группы создают серию авангардных произведений, настолько своеобразных, что Эрмитаж и музеи Московского Кремля соглашаются на их участие в выставках «Роза и Крест», проводимых галереей «Петрополь» с этими музеями. А четыре работы даже отправляют представлять Санкт-Петербург на международный фестиваль современного искусства Art-GENDA’96 в Копенгаген (Дания). Полностью коллекция хрисоэлефантинной скульптуры группы «Древняя Трещина» была представлена на 10-летнем юбилее «Петрополя» в галерее в Петербурге и на международной ярмарке современного искусства Арт-Манеж’97 в Москве. А в 1998 году Галерея «Петрополь» должна была представить коллекцию группы «Древняя Трещина» на одной из самых именитых в мире ярмарке современного искусства ART-COLON-98, в Германии.
И.Уханова
д.ист.н.И.Н.Уханова оценивает "Павловскую шкатулку"
в гостях у Валерии Мокеевой. 2000 г.

В.Голод
Председатель клуба коллекционеров Петербурга В.М.Голод на 10-ти летнем юбилее "Петрополя" с "Розой" выполненной для нее Мокеевой совместно с Лопаткиной. 1997 г.

    НО!!! Вследствие российского августовского экономического кризиса 1998 года галерея «Петрополь» вынуждена была закрыться. Увы, культура это производная от экономики.

    Однако после почти годичной растерянности и суеты после краха галереи «Петрополь», Валерия Мокеева нашла в себе силы начать новый этап в своей жизни. Валерия решила быть просто художником, не связанным никакой организационной структурой. Российская и зарубежная художественная общественность по достоинству оценила заслуги Валерии в деле развития искусства резной кости.
В августе 2000 года Валерию приняли в члены английского общества токарного художества.
А в октябре 2000 года Валерию приняли в члены Санкт-Петербургского Союза Дизайнеров России. А опыт и имя международного класса, позволили найти серьезных заказчиков за рубежом.


Первая страница | Современная скульптура | Токарное художество | Стилизации | Бивень мамонта | Украшения | Заказ | Почта

© Валерия Мокеева. 2000