|
1. "Животворящий Крест для святого храма"
2. Загадка двух Крестов
3. Трудный путь предопределенный свыше
"Молитвенно желаю щедрой помощи
Божией в трудах "ЖИВОТВОРЯЩИЙ КРЕСТ ДЛЯ СВЯТОГО ХРАМА"
В 1720-х годах для строящегося Петропавловского собора
(1712-1733гг.) Петр I задумывает создание грандиозного «костяного Животворящего
Креста с апостольскими ликами на ковчеге» - «в дар всемогущему
Богу и в возблагодарение за неизреченныя Его щедроты и восприятыя от руки
Его победы». Идея петровского «Креста на ковчеге» в историческом прошлом
развивалась, как мысль о божественном покровительстве начинаниям Петра
I по преобразованию России, и прежде всего строительству новой столицы,
европейского типа, на Балтийском море - Санкт-Петербурга.
,построенный в 1502 г. известным итальянским зодчим Д.Браманте,
автором собора Св.Петра в Риме. Выбор Петром Великим именно римского храма,
в качестве прообраза дарохранительницы был обоснован. Имя «третьего Рима»
давно закрепилось за Русью московской, а в 1721 году после победоносного
завершения Северной войны Петру I по всенародному желанию был присвоен
титул Императора Всероссийского - соответственно «римская» дарохранительница
все это подчеркнула. Да и увлечение Петра итальянским искусством сыграло
в выборе “образца” не малую роль.
Скорее всего, авторами проекта Креста были Б.К.Растрелли и М.Земцов.
Существуют документы, подтверждающие их участие в ряде наиболее крупных
работ петровской токарни в 20 – 30-е гг.. А в 1731 году для подготовки
рукописи «Театрум Махинарум» (описывающей станки и художественные произведения,
в том числе и Крест, из токарни Петра I) А.К.Нартов принимает в токарню
двух учеников Земцова – П.Ермолаева и М.Семенова – как наиболее подготовленных
и уже знакомых с работой в мастерской. Из всех петровских пенсионеров,
обучавшихся за рубежем, в основном именно Земцову приходилось выполнять
архитектурные работы для токарни Петра, а Растрелли был автором многих
копиров.
Известно лишь, что в хранении Государственного Эрмитажа находятся две
костяные медали с изображением Св.Георгия в профильных рамках, поступивших
из Галереи Петра I, одна из них приблизительно совпадает по размерам с
медалями, предназначавшимися для Животворящего Креста. Также известен
отчет шведа Карла Рейнхольда Берка о посещении Санкт-Петербурга в 1735
г., где упомянут замечательный Крест, выточенный из слоновой кости Петром
и стоящий на престоле в соборе Святых Петра и Павла, «с портретами
девы Марии и четырех других святых вокруг». Таким образом, можно предположить,
что с оборотной стороны располагались медальоны с изображениями Св.Георгия
Победоносца и Девы Марии. Но какие святые были изображены на трех других
медальонах второй стороны креста неизвестно. Вскоре Крест стал одной из святынь новой столицы России. Своеобразность
и уникальность Креста Животворящего отмечали все видевшие его. До нас
дошли свидетельства англичанина Френсиса Дешвуда, посетившего собор в
1733 г.: «Имеется весьма любопытная икона с несколькими лампадами
из слоновой кости, выточенными Петром Первым, еще есть сделанный им же
из слоновой кости очень красивый Крест». И уже приводившееся здесь
свидетельство Карла Рейнхольда Берка о том, что Крест в 1735 г. все еще
продолжал находиться в соборе и поражал зрителей своим величием: «Что
до меня, то я более всего рассматривал две работы Петра Первого, выточенные
из слоновой кости – большое паникадило и своеобразный Крест с портретами
девы Марии и четырех других святых вокруг... Крест стоял на Престоле».
Это свидетельство говорит так же о том, что крест периодически разворачивали
для демонстрации святых с обеих сторон Животворящего Креста. Нартов в
предисловии к своей рукописи “Театрум Махинарум” (1733-55 гг.), где изображен
Крест с подписью “Костяной животворящий крест выточен с апостольскими
ликами на ковчеге”, пишет: «Но не воединой токмо кунсткамере, но
и во святых храмах ясное зерцало любомудрия его [Петра] имеем,
многия в дар всемогущему Богу и в возблагодарение за неизреченныя Его
щедроты и восприятыя от руки Его победы принесенныя от Его Величества
своеручных трудов вещи». Это уточнение появилось в связи с тем, что
с 1735 года по указу Анны Иоановны в Петербург стали свозить произведения
созданные руками Петра Великого. Светские вещи передали в кунсткамеру,
а вещи церковного характера были переданы на хранение в Петропавловский
собор. © Валерия МОКЕЕВА, 1996-2002 Литература, иточники:
Эта история началась в 1994 году. Творческий коллектив, в который вошли ведущие специалисты Государственного Эрмитажа, Академии Наук, Академии Художеств, Галереи «Петрополь», имеющие большой опыт работы в области изучения, реставрации и воссоздания памятников архитектуры и предметов декоративно-прикладного искусства XVIII века, решил воссоздать один из интереснейших объектов петровской токарни – «Костяной Животворящий Крест». Руководителями рабочих групп по реконструкции Креста стали: Мокеева В.И.- руководитель творческого коллектива, член Союза дизайнеров России, член Общества токарного художества Великобритании; Михайлов Г.В. – архитектор-реставратор, Заслуженный художник России, лауреат Государственной премии России; Кащеев В.В. – художник-реставратор высшей категории, руководитель реставрационной мастерской мебели и ДПИ Эрмитажа; Градов В.А. – художник-реставратор высшей категории Эрмитажа; Анциферов Н.Н. – скульптор, член союза художников России; Петров С.М. – к.тех.н., доцент кафедры по теории и технологии литейных сплавов Политехнического Университета. Воссоздание креста логично вписывалось в осуществляемую с 1990 года галереей «Петрополь» программу «Театрум Махинарум» - по возрождению утраченных шедевров петровской токарни. Защита программы прошла в ЛНЦ Академии Наук СССР (решение №111 от 11.04.91 сектора истории и теории технических наук Ленинградского отдела Института истории естествознания и техники АН СССР) и была поддержана Государственным Эрмитажем, Академией Наук и Российской Национальной Библиотекой . Первым объектом воссоздания, выбранным нашим коллективом, стал парадный токарный медальерно-копировальный станок Петра 1. После научной реконструкции (1990-93гг.) станок представили широкой публике на совместной выставке Эрмитажа, музея-заповедника «Павловск», Национальной Библиотеки и галереи «Петрополь», посвященной трехсотлетию со дня рождения Андрея Константиновича Нартова. В своем вступительном слове к каталогу этой выставки директор Государственного Эрмитажа Пиотровский М.Б. назвал станок: «Жемчужиной выставки». С тех пор возрожденный парадный станок Петра 1 стал единственной в мире действующей машиной, доподлинно воспроизводящей забытую технологию начала XVIII века – медальерное токарное копирование. Художественную технологию для разработки, которой Андрей Нартов изобрел первый в истории человечества механизированный суппорт, позволивший, в последствии, начать строить металлорежущие станки. Что привело к смене эпох – ремесленный мир постепенно перешел в промышленный. Правда, для этого понадобилось еще более 100 лет с момента изобретения Нартовым суппорта в 1710-х годах. Но, безусловно, именно русскому мастеру, механику, личному токарю Петра Великого – Андрею Константиновичу Нартову принадлежит изобретение «ключа», открывшего «двери» промышленной революции Европы. В следствии удачного опыта реконструкции станка и возрождения технологии токарного медальерного копирования, появилась уникальная возможность приступить к воссозданию утраченных произведений выполненных при личном участии Петра Великого в его «лаборатории». И как говорилось выше, первым объектом был выбран «Животворящий крест». Воссоздание проходило на основании рисунка из рукописи Нартова «Театрум Махинарум, то есть ясное зрелище махин» 1733-1755гг.. Тщательное изучение фрагментов рисунка креста и сравнительный анализ их с аналогами предметов прикладного искусства начала 18 века из собраний музеев Санкт-Петербурга и пригородов, позволили провести реконструкцию наиболее приближенно к достоверности. По мнению заместителя директора Эрмитажа к.иск. Матвеева В.Ю., консультировавшего работу над станком и крестом: «…Особую ценность произведению придает включение в его композицию пяти рельефных медальонов с изображением Святого Распятия, Святых Петра, Павла, Андрея и Екатерины, выточенных по подлинным копирам из мемориальной коллекции Петра Великого, хранящимся в собрании Государственного Эрмитажа…» (отзыв о произведении декоративно-прикладного искусства «Креста животворящего» от 27.06.97 № 1246). По окончанию реконструкции, «Животворящий Крест» представили общественности на специальной выставке одного произведения, организованной при поддержке директора Государственного Эрмитажа Пиотровского М.Б. в Ротонде Зимнего дворца в октябре 1995 года. Затем, после демонстрации в залах галереи «Петрополь», в 1996 году крест и станок отправились на выставку в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», где экспонировались до 1998 года в Патриаршем дворце. В своем вступительном слове к каталогу «Роза и Крест» директор музея «Московский Кремль» Родимцева И.А. назвала реконструкцию креста «блистательной». А в акте музея «Московский Кремль» от 27.05.97 - художественной оценки воссозданного «Костяного животворящего креста с апостольскими ликами на ковчеге» отмечено: «… Все работы по воссозданию «Костяного животворящего креста» произведены на высоком профессиональном и художественном уровне с максимальным приближением его облика к утраченному оригиналу. Данное произведение может быть удостоено самой высокой оценки…». Летом 1998 года к Мокеевой В.И. с письмом (№561 от 25.06.98) обратился директор Государственного музея истории Санкт-Петербурга Аракчеев Б.С. с просьбой о предоставлении креста для участия в возрождаемых богослужениях в Петропавловском соборе. И он же обратился с письмом-призывом к потенциальным спонсорам: «…оказать финансовую помощь для оперативного возврата из Москвы в Санкт-Петербург реконструкции Напрестольного Животворящего Креста…». Такой спонсор в лице Городского Центра Размещения Рекламы нашелся. Крест и станок Петра 1 вернулись в Санкт-Петербург и разместились на экспозиции в залах Петропавловского собора. Самая интересная часть работы над крестом связана с поиском документов, подтверждающих реальность существования креста и уточнение его местонахождения в XVIII веке. Эти исследования начались еще, когда во всю шла реконструкция креста. То, что крест существовал, сомнений у специалистов почти не было. Лучшим подтверждением существования данного креста стал сравнительный анализ изображений из рукописи Нартова «Театрум Махинарум» с реальными предметами из мемориальной коллекции «Токарни Петра I», хранящимися в Эрмитаже: 1. Медальоны с батальными сценами, изображенные в рукописи (стр. 81-82) – «Взятие Нотебурга», «Взятие Нарвы», «Взятие Нейшлота», «Бой в устье Невы», «Взятие Дерпта», «Взятие Выборга» идентичны медальонам и копирам из различных материалов (кость, дерево, бронза, гипс). 2. Костяной медальон «Петр 1», идентичный медальону в рукописи, изображенному в патроне станка (стр.28), находится на экспозиции в Петровской галерее Эрмитажа
3. Медальон
с российский гербом, изображенный вставленным в патрон станка (стр.30),
идентичен бронзовому копиру в коллекции Эрмитажа. 4. Бронзовый цилиндрический копир с рельефным изображением юного Вакха в хранении Эрмитажа, использован для вытачивания фигурки юного Вакха - ножки костяного пукловастого сосуда (стр.87)
5. Зубофрезерный
станок Нартова А.К. в собрании Эрмитажа идентичен изображенному в рукописи
(стр.58) Сравнительный анализ предметов (пп.1-5) и их изображений в рукописи Нартова проведен совместно с к.иск. Матвеевым В.Ю. – хранителем станков и предметов токарни Петра 1 в собрании Эрмитажа.
6. изображение
«Овалистого сосуда» (стр.88) идентично точеному бокалу слоновой
кости из коллекции Западноевропейской кости Эрмитажа Сравнительный анализ данного предмета проведен совместно с к.иск. Шликевич Е.А. – хранителем западноевропейской коллекции костяных предметов 17-19 вв. Эрмитажа.
7.В рукописи, так же представлены проекты (стр.101
и стр.77-79) экспонируемых в Эрмитаже
большого костяного паникадила и
бронзового Триумфального столпа. Все это позволяет сделать вывод, что Нартов размещал в своей рукописи, исключительно, реально существовавшие или слегка модифицированные предметы созданные в и для токарни Петра 1. Мало того, уже на титульном листе рукописи А.Нартова подчеркивается, что изображенные произведения существуют и сделаны лично Петром Великим: «…Ясное Зрелище Махин и преудивительных разных родов механических инструментов, притом многодостохвальных вещей высокаго разума, выточенных на слоновых костях многотрудными руками Его Пресветлаго Величества представляется в безсмертную славу сего Героя».
Но вернемся к кресту. Как было сказано выше, его изображение имеется в рукописи Нартова (стр.103). Под крестом сделана надпись: «Костяной животворящей Крест выточен с апостолскими ликами на ковчеге». Обратите внимание на слово «выточен». Поэтому после всего выше перечисленного последние сомнения в существовании креста у серьезных специалистов отпадают. Правда, смущает отсутствие изображений в клеймах креста. Но и этому находится логическое объяснение. Если посмотреть на изображение медальонов в навершиях станков или вставленных в их патроны, то можно увидеть, что они выполнены мягко говоря не совсем профессионально. (Этот факт еще подчеркивала к.иск. Калязина И.В. – заведующая сектором Меньшиковского дворца Эрмитажа, проводившая исследование стилистики декора пьедестала во время воссоздания петровского станка.) Хотя сами станки и архитектурно-декоративные предметы исполнены великолепно. В чем же дело? А дело в том, что рисунки к рукописи выполняли ученики чертежного и архитектурного дела. Поэтому скопировать сложные графические изображения людей, в том числе и медальоны креста с изображением Святых, они были не в состоянии. Понимая это, Нартов в 1754 году обращается в канцелярию Академии наук с просьбой прислать ему «рисовальщиков для срисовывания с токарных фигур». Кабинет видимо периодически исполнял просьбы Нартова, так как часть изображенных в рукописи изделий и 12 вклеенных в рисованные рамки медальонов с баталиями, выполнены высоко профессионально. Но после смерти А.К.Нартова, в начале 1756 года, работа над рукописью прекратилась. Скорее всего, именно поэтому 12 рамок для баталий и 5 на рисунке с крестом, остались не заполненными, да так и вошли в рукопись. Когда мы с этим разобрались, то было принято решение вставлять в клейма медальоны с изображениями Святых, которые можно было выточить по сохранившимся изображениям на оборотах бронзовых копиров с батальными сценами (за исключением Св. Екатерины, отлитой без обратного копира). Хотя все прекрасно понимали, что напрестольный крест должен быть двухсторонний, было принято решение второй стороной заняться позднее, так как копиров с изображениями других святых не сохранилось. После чего реконструкция креста пошла полным ходом. В тоже время исследования продолжались. Было высказано предположение, что модели для копиров лепил Б.К.Растрелли, так как они стилистически достаточно близки к атрибутированным копирам с портретами Петра I, работы Растрелли, и выполнены высокопрофессионально. Кроме медальона Святой Екатерины. При сравнении готовых костяных медальонов видно, что изображение Святой Екатерины сильно отличается от остальных четырех – круговой надписью и композиционным решением. Значит медальоны на кресте не все руки Растрелли. Вскоре это подтвердили и найденные исторические источники. В «Историко-статистическом описании Санкт-Петербургского Петропавловского кафедрального собора», составленного священником собора магистром Д.Флоренским в 1857 году, описывается круглая медаль в диаметре 3 вершка с изображением Великомученицы Екатерины с надписью «1716 года Генваря в 4 день Царское Величество пожаловал Государыне от трудов своих». Скорее всего, копир был отлит в 1715 году, а Б.-К.Растрелли с сыном прибыл в Россию по приглашению Петра 1 лишь в ноябре 1716 года. Говорит ли это о том, что крест был задуман раньше 1720-х годов? Может быть, при закладке каменного собора в 1714 году? Или же изображение Св.Екатерины было самостоятельным произведением, а в крест вошло позднее? Существовала и другая проблема размеры креста. С этой задачей блестяще справился архитектор-реставратор Григорий Михайлов. Им была разработана, и защищена в Академии Наук еще при реконструкции станка, уникальная система расчета размеров станков и предметов из рукописи Нартова. В основание, которой легла приведенная в рукописи масштабная (футовая) линейка, помещенная под перспективным изображением возрожденного петровского станка.
Но существовала еще одна загадка, которую межу собой в творческом коллективе назвали «Тайной двух Крестов». И эта загадка требовала ответа. В экспозиции Эрмитажа имеется крест атрибутрованный в каталоге 1966 года «Памятники русской культуры первой четверти 18 века в собрании Государственного ордена Ленина Эрмитажа» (в дальнейшем – Памятники), как «Декоративный крест из пяти круглых барельефов слоновой кости в профилированных рамках черного дерева.» Кат.2288. Составители В.Н.Васильев, М.Д.Малченко, И.Н.Уханова. А в каталоге 1993 года «TEATRVM MACHINARVM или три эпохи искусства резьбы по кости в Санкт-Петербурге. К 300-летию со дня рождения Андрея Константиновича Нартова» (в дальнейшем – ТМ), как «Крест Запрестольный с пятью медальонами с рельефным изображением Распятия, Святого Андрея, Святого Петра, Святого Павла и Святой Екатерины. Происхождение Государственный музей Этнографии народов СССР.» Кат.88. Составитель В.Ю.Матвеев. Там же опубликована на странице 208 литография из Российской Национальной Библиотеки неизвестного литографа «Петр 1 в токарной мастерской» 1854 года, с оригинала И.Захарова (предполагаемый автор картины И.Д.Захаров (1816-?) в 1844 году получил звание неклассного художника. Место нахождение картины не известно).
Под изображением
надпись «Петр Великий в мастерской за работою Креста который находится
в Петропавловском соборе», кат.285. Обратим внимание на слово «находится».
Так как какой же из крестов после смерти Петра Великого заканчивал Нартов.
4 января 1726 года Нартов сообщает в Кабинет «зделал я… Паникадило
и Крест и в оные дела костей пошло многое число.» Начнем с того, что
В.Ю.Матвеев и И.Н.Уханова считают, что скорее всего это было Паникадило
многоярусное на 27 свечей (ТМ, кат.91) на латунном кольце которого под
цилиндром прорезная надпись «Дело многотрудных рук Петра Великого Императора
и Самодержца Всероссийского 1723 год», происхождение кабинет Петра
Великого. На центральном стержне «яблоко» с выточенными репликами медалей
в память Полтавской баталии, в память победы при Гангуте, надписью на
русском и латинском языках и На смерть Петра 1. Медальоны с репликами
медалей выточены резчиком И.Захаровым в 1725-26гг. По всей вероятности
под руководством Нартова мастерами токарни переделывался стержень Паникадила.
А какой же вместе с Паникадилом доделывался Крест. В Санкт-Петербургских
Ведомостях за сентябрь 1730 года №75 подробно описывается визит Его Королевского
Высочества Инфанта Дона Эмануила в императорский зимний дом (Зимний дворец
Петра 1) и лабораторию, которую ему показывал сам Нартов. Сначала были
осмотрены станки, затем «…и протчие вещи собственных трудов блаженныя
и вечныя памяти Петра Великого, а имянно Паникадило из слоновых костей
зело изрядной Архитектуры и богатой работы… о трех ярусах и при том еще
Животворящий Крест на Престольный из такой же материи изрядно зделанный.»
После нахождения этих материалов мы обратились за консультацией к игумену
Александру (Федорову) – кандидату архитектуры, доценту Государственного
академического института им.И.Е.Репина и С.-Пб Духовной Академии , председателю
С.-Пб Епархиальной комиссии по архитектурно-художественным вопросам. Показав
изображение двух крестов, из рукописи и запрестольного из коллекции Эрмитажа,
мы задали вопрос: «Могли ли в то время перепутать напрестольный крест
с запрестольным?». Ответ был: «Конечно нет. Ведь в то время люди были
хорошо образованы в вопросах религии и предметов культа». К мнению такого
видного специалиста мы не можем не прислушаться. А значит, в «Ведомостях»
описывается Крест из рукописи. До 30-го года Крест, по всей вероятности,
как и паникадило хранился в токарне Зимнего дворца Петра Великого. «Историческое
географическое и топографическое описание Санктпетербурга от начала заведения
его с 1703 по 1751 год сочиненное г.Багдановым и изданное в 1779 г.»,
включает в себя описание Большого костяного паникадила, висящего «…
Посреди церкви против царских врат … выточенное в жертву Богу, Петром
Великим.».
Затем маленькое паникадило, изготовленное Петром на Олонецких водах в 1724 году и по приказу Анны Иоановны переданное в собор в 1733 году. И наконец, на странице 214 под номером 20 - «да еще тут же Его же Величество трудов Крест напрестольный, костяный же.». И далее на странице 272 «В той же соборной церкви во олтаре за престолом стоит Животворящий Крест, сделанный из слоновой же кости, которой так же делан собственными Его Величества руками». Значит Крест находился в Петропавловском соборе, но к какому году относится это свидетельство непонятно. Дата с 1703 по 1751 год понятие растяжимое, хотя описание Кунсткамеры дано после пожара 1747 года.
В то же время 10 октября 1747 года Нартов пишет в канцелярию Академии Наук «Велено мне к сделанным в прошлом 1723м году собственными же трудами блаженныя и вечной славы государя императора Петра Великого к имеющимся в Петропавловском соборе двум костяным паникадилом к Животворящему кресту с воображенными апостольскими лики и в Троицком соборе к паникадилу ж футляров…(сделать)». Говорит ли это о том, что одновременно с изготовлением Креста Петр делал и два паникадила к нему? Тогда куда они делись из собора? Или же имеется в виду большое паникадило 1723 года и маленькое 1724 года, тогда почему неправильно указана дата? Донесение об изготовлении футляров подано в канцелярию Нартовым 10 октября, до пожара в Кунсткамере. В рукописи Нартова илл.15 стр.100 дано изображение роскошного фонаря для паникадила, с подписью под ним: «Деревянной фонар в которой костяное паникадило имеет быть поставлено». Очень похоже, что это фонарь для большого паникадила, был ли он сделан, а если и был, то куда делся? Еще одна загадка. В «Описание столичного города Санкт-Петербурга» часть 1 1794 года И.Георги говорится уже не об одном или двух Крестах, а о целых трех. «В сей церкви есть большое и малое паникадило выточенныя Петром Великим, 3 креста и барельефы все из слоновой кости». Из текста абсолютно непонятно, какие именно это Кресты и что за третий Крест? Откуда он взялся? В «Достопамятностях Санктпетербурга» П.Свиньина 1816 года описывается, опять же, большое паникадило 1723 года и малое 1724 года. Что касается Креста, то из текста непонятно, что за Крест находится в соборе, так как говорится всего лишь об одном Кресте «В олтаре за престолом находится животворящей крест, сделанный также им (Петром I) из слоновой кости.». Но если брать в расчет литографию описанную выше, то выходит, что в 1840-50гг. в соборе уже находился Запрестольный Крест, а Напрестольного Животворящего Креста на дарохранительнице уже не было. Еще большую путаницу вносит «Историко-статистическое описание санктпетербургского Петропавловского кафедрального собора», составленное священником собора магистром Д.Флоринским в 1857 году. Флоринский дает очень подробное описание собора, маленького паникадила 1724 года, но описание большого паникадила отсутствует, видимо его в соборе уже нет. Что касается Крестов, то на стр. 42 написано, богатым украшением престола служит: «… 3) Запрестольный крест в серебреной ризе.». Далее на стр. 43 «Перед жертвенником деревянный позлащенный крест к четырем концам которого прикреплены четыре резных круглых образа из слоновой кости трудов Императора Петра I.». А на стр. 49 «В Алтаре за жертвенником в храме перед иконостасом в киоте, имеющем форму яслей Спасителя сохраняются резные иконы из слоновой кости, трудов Царственных рук Великаго Императора Петра I. В Алтаре иконы сии следующия св. Апостола Петра, Апостола Андрея с резным же сиянием (возможно это медальон с рельефным изображением Св. Андрея в деревянной золоченой раме с точеными иглами «сияния» Т.М.-кат 80 из коллекции Эрмитажа. Происхождение: Государственный музей этнографии народов СССР, составитель В.Ю.Матвеев) и две иконы Великомученицы Екатерины иконы сии круглыя, в диаметре по три вершка и на одной из икон Великомученицы Екатерины надпись «1716 года Генваря в 4 день Царское Величество пожаловал Государыне от трудов своих». В киоте же перед иконостасом следующия иконы: Распятие Иисуса Христа, Св. Апостолы: Петр, Павел и Андрей Первозванный и Св.Екатерина. Иконы сии такой же формы и тех же размеров, как и первые и расположены в киоте крестообразном.». Имеется ли ввиду запрестольный Крест из коллекции Эрмитажа? Вполне возможно. И не третий ли Крест перед жертвенником? Тогда какой первый?
«Путеводитель по С.-Петербургу» 1903 года, снабженный фотографиями, вносит некоторую ясность «…Перед жертвенником – позолоченный Крест, к 4-м концам которого прикреплены 4 иконы вырезанныя из слоновой кости самим Императором Петром I…и затем 8-м резных икон из слоновой кости самого Петра. Четыре из этих икон помещены, как сказано в алтарь перед жерственником и на одной из них надпись «1716 года Генваря в 4 день Царское Величество пожаловал Государыне от трудов своих». Другия четыре иконы помещены в особом киоте имеющем форму яслей Спасителя и стоят перед иконостасом.». Далее идет описание маленького паникадила 1724 года. На фотографии стр.11 с видом алтаря Петропавловского собора при открытых царских вратах хорошо виден Запрестольный Крест, лежащий в киоте слева перед царскими вратами, а на странице 13 дано само изображение Запрестольного Креста, с подписью под ним «Крест, точеный из слоновой кости и чернаго дерева, собственноручной работы Императора Петра Великаго; хранится в Петропавловском соборе».
После выхода в свет в 1997 году книги доктора исторических наук Ю.Н.Беспятых «Петербург Анны Иоановны в иностранных описаниях.», исторические изыскания получили новое направление, но в то же время поставила и новые серьезные вопросы. Первое приведенное в книге свидетельство Фрэнсиса Дэшвуда, англичанина посетившего собор Петра и Павла в 1733 году очень ценно для наших исследований, так как только Дэшвуд упоминает о костяных лампадах «…имеется весьма любопытная икона с несколькими лампадами из слоновой кости, выточенными Петром Первым еще есть сделанный им же из слоновой кости очень красивый Крест…». Именно в рукописи А.К.Нартова на илл.18 стр.102 имеется изображение костяной лампады, и на наш взгляд это лишний раз подтверждает подлинность изображенных в рукописи предметов, в том числе и Животворящего Креста. Второе свидетельство приведенное в книге так же очень ценно, так как пусть и не полностью, но описывает вторую сторону Креста. И это дает представление хотя бы об одном из медальонов второй стороны. Это свидетельство Карла Рейнхольда Берка, шведа, посетившего собор в 1735 году «Что до меня, то я более всего рассматривал две работы Петра Первого, выточенные из слоновой кости – большое паникадило и своеобразный крест с портретами Девы Марии и четырех святых наверху. Крест стоял на Престоле». С одной стороны это свидетельство подтверждает существование и нахождение в Петропавловском соборе Напрестольного «Костяного Животворящего Креста с апостольскими ликами на ковчеге», с другой стороны ставит серьезный вопрос. Дело в том, что по мнению игумена Александра, настоятеля Императорского Петропавловского собора, по церковным канонам медальон с изображением Девы Марии должен был находится обязательно в центре и никак не мог располагаться внизу! С другой стороны перепутать изображение Девы Марии и Св.Екатерины, располагающееся внизу Креста невозможно, так как все медальоны с изображениями святых имеют круговые надписи с именами, а у Св.Екатерины вдобавок она и очень крупная. Возможно, ошибка вкралась в первый перевод сделанный с первоисточника. А значит, для точности исследования необходимо вернуться именно к первоисточнику. Поиски новых материалов продолжаются, хотя мы не отказываемся и от версии гибели Креста во время пожара в Кунсткамере. И все же необходимо документально более точно определить время исчезновения из Петропавловского собора Напрестольного Креста и появления в нем Запрестольного. Что же касается воссоздания второй стороны Креста, то она ни в коей мере не противоречит церковным взглядам и была согласована с настоятелем собора игуменом Александром. В связи с необходимостью соблюдения соответствия, при воссоздании медальонов второй стороны Креста, религиозным канонам, игумен Александр и вошел в комиссию скульптурного конкурса по воссозданию медальонов с ликами Святых. Это же касается и поворотного механизма, так как Животворящий Крест передается не церкви, а музею, как воссозданное историческое произведение декоративно-прикладного искусства, поворотный механизм может быть использован. По мнению доктора исторических наук, заведующей сектором прикладного искусства отдела Русской культуры Государственного Эрмитаж И.Н.Ухановой «Утрата Креста в XVIII веке лишила нашу культуру одного из самых замечательных произведений, связанных с именем и личностью Петра I. И только воссоздание в Галерее «Петрополь» в 1993 году действующего, парадного, медальерно-копировального станка Петра I позволило в 1994-95гг. провести беспрецендентную научную реконструкцию петровского «Креста животворящего» и вернуть шедевр России…С художественной и исторической точек зрения воссозданный «Животворящий крест» практически бесценен.» (отзыв о воссоздании исторического произведения декоративно-прикладного искусства «Костяного животворящего креста с апостольскими ликами на ковчеге» от 27/VI 97г.). Так что
творческому коллективу есть, чем гордиться, и он вправе называть Крест
Животворящий петровской реликвией. Иллюстративный
материал дан из трех источников: © Валерия МОКЕЕВА, 2002 Трудный
путь, предопределенный свыше! Воссоздание утраченного петровского шедевра «костяного Животворящего Креста с апостольскими ликами на ковчеге» началось в 1994 году по предложению Валерии и Сергея Мокеевых после знаменательных событий. На Играх Доброй Воли-94 известному телемагнату Теду Тернеру и его супруге, кинозвезде Джейн Фонде была вручена президентом России Ельциным Б.Н. и мэром Собчаком А.А. в дар от Санкт-Петербурга «Триумфальная Арка», выполненная из бивня мамонта и золота творческим коллективом галереи «Петрополь» по заказу администрации города. Драгоценная награда преподносилась основателю CNN в знак благодарности за финансирование и организацию ИДВ-94 на берегах Невы. Средства ($75.000) на оплату работ по изготовлению арки предоставили на спонсорских началах ведущие банки, отели и туристические фирмы города. Акция вручения получила широчайший, положительный резонанс в СМИ. В результате остались довольны все: и награждаемые, и власти, и спонсоры, и творческий коллектив. Успех с «Триумфальной Аркой» подвиг Мокеевых на разработку следующего проекта. В Нью-Йорке намечался большой фестиваль «Салют Санкт-Петербург», где наш город планировал рассказать об ИДВ-94 и передать эстафету американцам на проведение ИДВ-98. «Петрополь» предложил Тэду Тернеру и Анатолию Собчаку организовать на фестивале выставку произведений, выполненных из кости известными художниками прошлого (включая собственноручные токарные работы Петра Великого) и современными мастерами. Апофеозом выставки должна была стать акция передачи в дар народу США, в лице президента Клинтона, очень значимого произведения, символически объединяющего императорское прошлое и демократическое настоящее Петербурга. Таким произведением мог стать «Животворящий Крест» Петра I, который Валерия Мокеева предложила воссоздать по рисунку, обнаруженном ею в рукописи А.К.Нартова, личного петровского токаря. Финансирование проекта предполагалось осуществить по схеме аналогичной оплате «Триумфальной Арки» - за счет спонсорских средств. Предложение получило поддержку и с российской и с американской стороны. Джон Кейли в США и Александр Зонин в Петербурге подключились к проработке организационных вопросов выставки и акции передачи Креста. Творческий коллектив Мокеевой начал работы по научной реконструкции утраченного петровского шедевра. Работы мастерами по кресту проводились в долг под гарантии «Петрополя» и его главного спонсора Северного Торгового Банка. В 1995 году, когда Крест был практически воссоздан, случился знаменитый «черный вторник», и экономика России вторично после 1992 года испытала финансовый коллапс. Потенциальные спонсоры проекта начали один за другим «тонуть», а Северный Торговый Банк вообще обанкротился. Соответственно, вопрос оплаты работ повис в воздухе. О выставке и акции передачи пришлось вообще забыть. Но нет худа без добра. При воссоздании Креста в 1994-95гг. Мокеева интересовалась в основном историко-техническими аспектами работ и при этом была свято уверена, что «Животворящий Крест» был создан при непосредственном участии Петра I, но не знала, для каких целей крест создавался, и где был установлен. Поэтому не осознавала значимость данного произведения для самой России. Когда американский проект провалился и встал вопрос о дальнейшей судьбе Креста, Валерия начала детальное научное исследование, но уже истории рождения и исчезновения петровского шедевра, для того что бы решить где должен быть крест . Это трех летнее исследование привело к совершенно замечательным открытиям – «Животворящий Крест» создавался Петром Великим специально для Петропавловского собора и должен был занять в нем место, наряду с выточенным Петром в 1721-23гг. из слоновой кости 2-метровым паникадилом, на 30-летие Санкт-Петербурга, когда планировалось открытие каменного собора. Петр I не дожил, но его завет был исполнен. Паникадило и Крест заняли место, предначертанное основателем города в Петропавловском соборе в 1733 году. Параллельно с исследованиями предпринимались попытки решить вопрос с оплатой уже проведенных работ по воссозданию Креста. И Государственный Эрмитаж, впервые представивший публике «Животворящий Крест» на выставке в октябре 1995 года, и музеи Московского Кремля, экспонировавшие Крест и возрожденный петровский станок на выставке «Роза и Крест» в Патриаршем дворце Кремля в 1996-97гг., и благотворительный фонд князя Александра Меньшикова, пытавшийся приобрести Крест для мемориальной экспозиции в г.Березове, так и не смогли, хотя всеми силами старались, помочь Петербургскому центру резной кости (с 1995г. именно он представляет интересы творческого коллектива) решить болезненный вопрос привлечения спонсорских средств для оплаты работ по Кресту. И эта неудача - не их вина, это вина экономики. Сначала «черный вторник», потом выборы президента России 1996г. и т.д. и т.п. Ведь всем известно, что культура является производной от экономики. И если экономика находится на грани гибели то, о каком финансировании культурных проектов вообще может идти речь. Когда отчаяние практически захлестнуло создателей Креста, помощь пришла из родного города. Директор музея истории С.-Петербурга Аракчеев Б.С., вице-губернатор Яковлев В.П. и директор ГУП «Городской центр размещения рекламы» Шмаков А.А. попросили Валерию Мокееву вернуть Крест домой, оплатили дорогостоящую транспортировку креста и станка из Московского Кремля в Петропавловскую крепость, и решили собрать спонсорские средства с крупных петербургских предприятий на оплату Креста. Это происходило в июле 1998г. В августе в России был объявлен дефолт, и в который раз, все благие начинания в сфере культуры «канули в лету» вместе с российской экономикой. Единственное утешение, что Крест добрался до своего исторического места – Петропавловского собора Санкт-Петербурга. С этого момента в истории Креста начинается самая трагическая страница. В 1999 г. часть творческого коллектива, привлекла американского торговца антиквариатом, взявшегося продать национальную реликвию толстосумам из-за океана. И если в 94 году проект передачи Креста в дар народу Америки был сочинен по незнанию его подлинной истории, то теперь вопрос стоял о вторичной потере для России вновь обретенной святыни, но уже по сугубо меркантильному поводу. Хотя винить мастеров нельзя. Сколько же можно ждать оплаты своей работы? При этом, многие из них, воссоздавая Крест, залезли в немалые долги. Ведь для работ было необходимо закупать дорогостоящие материалы и оборудование. Это привело, в некоторых случаях, к фатальным последствиям. Одна из архитекторов проекта – Ирэна Бурковская из-за отсутствия достаточных средств, не смогла оплатить дорогостоящее лечение, и умерла от рака, хотя смогла бы прожить минимум еще год-полтора. Галерея «Петрополь» была вынуждена прекратить свое существование, а Мокеевым пришлось три года из личных заработков гасить огромные долги, взятые у организаций и частных лиц на создание и сохранение Креста. Все это, хоть и печально, но не является поводом для торговли национальным достоянием, а по оценке специалистов из Государственного Эрмитажа и Музеев Московского Кремля – воссозданный петровский «Животворящий Крест» является именно достоянием России. Последней каплей стал приезд летом 2001 года американских миллионеров, привезенных упомянутым антикваром, на смотрины редкого лота – возрожденного Креста Петра I, предлагаемого к продаже прямо с экспозиции в императорском Петропавловском соборе. Разница между стоимостью работ по Кресту ($185.000) и его официальных оценок Эрмитажем и музеем «Московский Кремль» ($250.000 – 261.000) являлась очень лакомым кусочком для заокеанского торговца искусством. Но такого вандализма, как продажа вновь обретенной реликвии Петра Великого за границу, ни директор музея истории Санкт-Петербурга Аракчеев Б.С., ни Валерия и Сергей Мокеевы – руководители Петербургского центра искусства резной кости, ни ведущие мастера творческого коллектива допустить не могли. Поэтому была разработана и начата благотворительная историко-художественная программа «Завещание Петра Великого», призванная собрать средства на выкуп у творческого коллектива и завершение «Животворящего Креста», что бы на юбилей города возрожденный Крест Петра Великого снова, но теперь уже навсегда занял свое историческое место, предначертанное самим основателем «парадиза» на Неве. Организаторы
программы очень надеются, что народ России в состоянии всем миром собрать
необходимую сумму на святое дело. Тем более, что при новом Президенте
России Владимире Владимировиче Путине экономика страны медленно, но верно
поднимает голову и расправляет плечи, и у людей вновь появляется возможность
задумываться не только о бренном. И если 270 лет назад «Животворящий Крест»
был подношением богу на 30-летие города от одного великого человека, то
сейчас возрожденная реликвия Петра I
получает шанс стать драгоценным даром на 300-летие Петербурга от нашего
Великого народа! Не даром же Петр Великий завещал нам: «Оградив отечество
безопасностью от неприятеля, надлежит стараться находить славу государства
через искусства и науки». Сергей Мокеев, 27 января 2002г.
|
|||||||||||||||||||||||
Токарное художество | Станок |